Суть
Stray — это адвенчура от третьего лица, в которой предстоит примерить на себя роль молодого рыжего кота (не кошки). Игровой мир, по большей части, представляет собой постапокалиптический киберпанк, населяемый роботами, в основной своей массе, стремящимися подражать давно погибшим предкам-людям.
У кота нет имени, но есть маленький робот-компаньон B-12, который помогает ему общаться с роботами и взаимодействовать с миром, не приспособленным к маленьким хвостатым животным. Он также помогает игроку познавать историю и сущность мира, в котором происходят события, и иногда делится фрагментами из своей истории.
Мир, впрочем, не всегда дружелюбный: в нём есть как враждебные живые существа, так и враждебные роботы-стражи, способные в пылу борьбы за существующий порядок, подстрелить бедного котика. Оба класса врагов весьма непривлекательны внешне и легко отличимы от положительных персонажей.
Игра по-настоящему трёхмехрная, котику часто приходится перемещаться не только по земле, но и прыгать по закреплённым на стенах объектам, чтобы добраться до высоких целей.
Игра преимущественно линейная. Локации поочередно сменяют друг друга и обратного пути обычно не бывает. Однако есть и две крупные локации, на которых помимо сюжетных заданий можно встретить и побочные. Это относительно крупные поселения, в которых живут те самые роботы, выстраивая там целые сообщества. Задания нигде не отмечаются, только B-12 может подсказать, что нам нужно сделать.
Задача у кота, в общем-то, довольно простая — выбраться из большого подземного защищённого комплекса на поверхность.
Атмосфера
Пожалуй, это то, чем игра цепляет. Роботы поначалу пугаются странного и непривычного им существа, но довольно быстро начинают тепло относиться к нему и поддерживать его стремления. Весьма занятно, что роботы, обитающие в нижнем городе, и довольствующиеся лишь самыми минимумом благ всей этой робо-цивилизации, относятся к коту максимально тепло, в то время, как обитатели более высокого и чистого поселения куда чаще бывают эгоистичными. В общем, всё по заветам киберпанка: хай тек, лоу лайф.
Работа дизайнеров превосходна. Маленькие локации, сменяющие друг друга, и образующие игровые уровни, весьма логичны и последовательны. На старте игроку полагается много подсказок, вплоть до стрелок, указывающих направление движения — это всё вместо классического обучения. В то же время, большие локации интересно исследовать, и этот интерес подкрепляется достижениями за выполнение побочных квестов. Карты, кстати, нет — кошки же (за редкими исключениями) не умеют пользоваться картами? Вообще, по скринам можно понять, что интерфейс игры минималистичен — фоторежима в игре нет, всё снято «вживую».
Кот невероятно натуральный и проработанный во множестве моментов. Это и слегка «придавленная» походка, когда на него впервые надевают шлейку. И манера, с которыми кот мелко пакостит, сбрасывая горшки и банки с высоких мест. И возможность поспать в удобных местечках, а в других поточить когти. А напуганный кот ведёт себя точно так же, как мамина кошка, когда я брал в руки гитару — прижимает уши, выгибается и шипит. Можно тыгыдыкать, можно мяукать, можно лечь на робота и он не станет вас беспокоить — в общем, всё, как полагается настоящему коту. И есть лишь один визуальный момент, когда кот выглядел не совсем натурально — это крупный план лица в самом начале.
Игра изобилует отсылками к разным играм и фильмам: есть ссылки и на «Back to the Future», и на «Mr. Robot», и на «Stranger Things», и на «Half Life», и на огромное множество других произведений искусства. Ссылку на длинный список оставлю, но предупреждаю, что там могут быть спойлеры!
И, конечно, нельзя не отметить, что маленькому рыжему котику очень приятно сопереживать. Это, думаю, главный показатель удачно созданной атмосферы. Жаль только, что эта атмосфера ненадолго — игру можно пройти за два часа (и получить за это ачивку), а если делать это вдумчиво и неспешно, то за 4—6.
Порт на Switch
Впервые игру я проходил на ПК с геймпадом, затем через какое-то время перепрошёл на PS4, и в обоих случаях получил невероятное удовольствие, поэтому было много волнений насчёт того, как игра пойдёт на свиче.
Играл на Switch Lite жены. Не могу назвать результат идеальным — местами наблюдаются фризы, но они всё же не напрягают. Всё-таки можно сделать скидку на далеко не самое производительное железо. Мир остался высокодетализованным, разницы с плойкой и пекарней я не заметил.
Однако, меня немного разочаровало, что из игры практически полностью убрали механику достижений — остались лишь значки, которые можно получить за некоторые побочные квесты, но увидеть их получится только на шлейке-жилетке. Учитывая, что на плойке игра пройдена на платину, мне немножко досадно от мысли, что порт не бросает игрокам подобных вызовов. Да, свич не умеет в ачивки, но это ведь можно было решить на уровне самой игры.
Ну и цена. 26$ с учётом скидки в 10% — это совершенно несравнимо с теми 700₽, которые приходилось платить в Steam на старте. Но нынче игра на любую платформу стоит примерно одних и тех же денег — 28—30$ без скидки, и это вполне сопоставимо с ценами на большие AAA-игры, рассчитанные на 30+ часов игры, что, конечно, тоже огорчает.
Во всём остальном — порт получился весьма приличным, из игры не вырезали ни минуты геймплея, и если вам попадётся хорошая скидка — берите.
Будет ли Stray 2?
Когда игру только анонсировали, я предполагал, что это будет скромная нишевая инди-игруля. Во-первых, потому что разработчиком была никому не известная студия BlueTwelwe, для которой игра была творческим дебютом. Во-вторых, потому что издателем выступила уже хорошо зарекомендовавшая себя на рынке инди-игр Annapurna Interactive. Тем не менее, игра получилась сопоставимой по качеству с AAA-гигантами, а продажи оказались, как мне кажется, просто невероятными. И на этом фоне, конечно, резонным оказался вопрос о выходе сиквела.
Продолжение Stray действительно напрашивается. В какой-то момент я, например, ощутил сходство между сюжетами Stray и Portal — обе игры про персонажей, стремящихся покинуть миры, в которых нет других живых существ, и выбраться на поверхность. И обе игры довольно короткие, что для Portal стало отличной основой для выпуска продолжения.
К тому же, успех игры, кажется, уже подталкивает другие студии ещё активнее экспериментировать с приключениями животных. К примеру, чуть больше полугода назад вышел «Little Kitty, Big City», в котором тоже надо играть котом, правда в совсем другом сеттинге (я прошёл, мне понравилось), и он собрал почти такие же хорошие оценки, как и сам Stray, что косвенно указывает на спрос на подобные игры. Да, игру анонсировали до релиза Stray, но я уверен, что их успех отчасти взаимосвязан, и игра вышла в крайне удачный момент. И пока интерес сохраняется, сиквел мог бы оказаться весьма своевременным.
Но есть, к сожалению, три фактора, которые ставят выход продолжения под сомнение. Как минимум, его анонсов, вероятно, не стоит ждать в ближайшее время.
Первый — концовка
Она пока выглядит завершённой таким образом, что у котика нет больше необходимости кому-то помогать. Впрочем, опыт того же Портала, показывает, что концовку можно и переписать.
Второй — цены. Судя по графикам цен на разных платформах, максимальная скидка, которую назначали игре — 40%, что косвенно может намекать нам, что разработчик и издатель всё ещё видят хороший потенциал продаж первой и пока единственной части, а значит, и торопиться с выходом сиквела нет необходимости.
Третий — проблемы у издателя. Незадолго до релиза игры на свич, в сентябре 2024 года, случилась неприятная история: компанию покинули абсолютно все сотрудники, включая руководство. Это не успело помешать выходу игры. Более того, промоушен игры был невероятным. Рыжего кота ежечасно крутили на том самом экране на станции Shinjuku, а в японских гача-автоматах начали продавать фигурки кота и его друга-робота. Скорее всего, это результат труда прошлой команды, поскольку такой масштабный промоушен не запускается в одночасье. Но теперь, вероятно, компания занята срочным поиском сотрудников, которые позволили бы ей успешно довести текущие проекты до релиза (в частности, сиквел и фильм по Control), и другие проекты развивать пока попросту некогда и некому, даже такие прибыльные, как Stray.
Тем не менее, если сотрудники ушли полным составом, возможно, мы скоро узнаем о каком-то новом издателе, который возьмётся за продюсирование сиквела. Думаю, это было бы лучшим вариантом для выпуска продолжения. Так что не вешаю нос и продолжаю ждать.
А обсудить пост, как обычно, можно в телеграме.