Воспоминания о прошлом Земли

· 5 минуты на чтение
Воспоминания о прошлом Земли
Alpha, Beta and Proxima Centauri by Skatebiker / Wikimedia Commons

Наконец-то расправился с трилогией Лю Цысиня, кажется, уже ставшей культовой, немножко переварил её и готов поделиться своим скромным мнением.

Дисклеймер: я уже раньше говорил и готов повторить снова: я не учёный. Я не понимаю общую теорию относительности и почему E=mc^2. Поэтому моё мнение о научной точности наверняка будет не вполне корректным. А ещё я не филолог, так что моё ощущение художественной ценности тоже будет далеко от объективной истины.

Итак...

Что за трилогия?

Три книги в жанре твердой научной фантастики. В переводе на русский они именуются так: Задача трёх тел, Тёмный лес и Вечная жизнь смерти.

Книги продолжают друг друга. Первая книга по сути начинается с вести о том, что к Земле летит флот с планеты из другой звёздной системы. И дальше всё о том, почему они летят, почему к Земле, и, что самое главное, как человечество будет дальше с этим жить.

Выражу теперь своё мнение о каждой из книг.

Задача трёх тел

Я честно не знал, о чём эта книга, когда начинал читать (А ещё не знал, что это лишь часть трилогии). Поэтому меня крайне смутило начало книги, в котором говорилось о новейшей истории Китая, о культурной революции и всяком таком. Смутило, но не отпугнуло — про политику авторитарных режимов тоже было любопытно.

А потом исторический экскурс кончился, и повествование плавно через историю одного научного сотрудника перешло к миру недалёкого будущего, описанного очень реалистично и с отличной опорой на довольно понятные мне законы физики. Мир стал привычнее, понятнее и книга затянула.

Скажу честно. Мне понравился переход из состояния «Я ничего не понял: как связаны между собой компьютерная игра, цифры на фотографиях и разные результаты одинаковых экспериментов?» в состояние «Значит вот кто, как и зачем всё это устроил».

Разумеется, такое произведение не может существовать без какой-то моральной проблемы. И таких проблем здесь будет достаточно. Читателю будет интересно предоставить себя в той или иной ситуации и подумать над тем, как бы он сам поступил.

Концовка, впрочем, заставит поразмыслить над не самыми весёлыми идеями. Но в целом на протяжении книги героям хочется сопереживать, их позиции близки и понятны независимо от выбранной ими стороны. Книга хороша и наверняка понравится даже неподготовленному читателю, далёкому от точных наук, если только таковой сможет преодолеть историческую часть.

Тёмный лес

Книга начинается практически там, где заканчивается прошлая часть. Сомневаюсь, что её стоит читать, не прочитав первую.

Господин Лю здесь разошёлся на славу. Действие книги охватывает временной диапазон около двухсот лет, хотя на деле немалая часть этого периода опущена и описана очень кратко как историческая справка. Автор наконец смог вдоволь пофантазировать на тему мира реального будущего, и мир у него получился замечательным, хоть и несколько утопическим. Впрочем, и куда более близкое к нам время было тут описано куда масштабнее, поскольку автор теперь не ограничивается маленькими обществами, а рассматривает поведение сперва всего человеческого общества, а после задумывается и о логике, которой может следовать любое разумное сообщество, живущее в любой части вселенной.

Откровенно говоря, вторая часть понравилась мне куда больше. Среди нескольких главных героев один выделяется автором особенно, он подробно описывает его жизнь, его прошлое, его переживания, и ему действительно хочется сопереживать даже в моменты, когда он субъективно творит какую-то дичь. Да, в первой книге тоже был такой персонаж, и ему тоже хотелось сопереживать, но здесь к герою по-настоящему можно привязаться.

Книга очень хороша, читается на одном дыхании. А сама концепция тёмного леса, на мой взгляд, идеально объясняет парадокс Ферми. Немного жаль, что идею высказал не сам Лю Цысинь, но он настолько убедительно её описал, что у меня даже нет в ней никаких сомнений.

Краткое описание концепции, может быть спойлером

Парадокс Ферми заключается в том, что несмотря на довольно большое количество пригодных для жизни планет, земляне ещё ни разу не приняли передач от других цивилизаций.

Если предположить, что масса вселенной ограничена (несмотря на постоянное её расширение) и она населена некоторым количеством цивилизаций, стремящихся выжить (и получать для этого ресурсы) и ничего не знающих о других цивилизациях, то можно представить вселенную в виде тёмного леса, наполненного цивилизациями-охотниками. Услышав чей-то незнакомый голос в лесу, охотник не должен пытаться понять, опасен он или нет, поскольку это будет большим риском. Вместо этого надо убить источник голоса, пока он не напал. Так же и приняв передачу от разумной цивилизации, другая разумная цивилизация не должна ждать нападения, а должна первой уничтожить её во имя собственной безопасности. Поэтому ни одна высокоразвитая цивилизация не заявляет о себе во всеуслышание, поскольку это может привести её к гибели.

Вечная жизнь смерти

И вновь книга начинается с исторических событий. Причём, с довольно давних и словно из злой сказки. Из-за этого я несколько дней попросту не мог начать читать книгу: ну какое мне дело до осады Константинополя...
Но стоит немного пересилить себя, и сказка становится увлекательной, а затем переносит читателя в недалёкое будущее.

Третья книга чётко акцентирует единственного главного героя. И тут происходит странное. Главному герою, а точнее, героине, совсем не хочется сопереживать. У неё нет мотивации, ей ничего не нужно, она ощущается плоской. Даже потенциальных захватчиков солнечной системы порой жалко сильнее, чем её саму.

Героиня буквально путешествует во времени: она начинает свой путь в XXI веке, а заканчивает более чем 18 миллионов лет спустя. Вот тут, конечно, автор размахнулся на полную катушку, сыграл действительно по-крупному. Фантазия автора местами кажется безграничной и выходящей даже за рамки трёхмерного мира. Но у подобного подхода есть и своя цена: чем дальше во времени или пространстве читатель отдаляется от привычной среды, тем сложнее ему понять мир будущего. Да, герои несут свой багаж опыта из эпохи своего детства, однако у них есть годы, чтобы привыкнуть к новому миру, тогда как у читателя новый мир занимает лишь часы.

Из приятного — в этой книге можно встретить нескольких героев прошлой книги, чего нельзя сказать о самой прошлой книге.

В мирах будущего иногда кажется, что люди разучились принимать решения, и человечество постепенно движется в тупик, несмотря на присутствие в обществе представителей разных эпох. Такие мысли, кончено, иногда приходят в голову и при чтении первых двух книг, но в третьей автор рисует нам какой-то мир, где решения принимают невероятные трусы и подлецы.
Тем не менее, книга всё ещё придерживается концепции твердой научной фантастики. Но фантазия автора в ней такова, что описанные им идеи вряд ли смогут уложиться в голове читателя, далёкого от точных наук.
Плюсом к этому, в книге появляются вставки из другой книги. Я лично удивился и пошёл искать эту книгу. Оказалось, что это лишь произведение, написанное руками одного из персонажей. Честно говоря, сперва было странно читать такие вставки, потом я к ним привык, ну а в конце автор всё же раскрыл карты.

Впрочем, не все карты оказались раскрытыми. Послание одного из героев в виде трёх сказок было занимательным и наполненным метафорами, некоторые из которых для меня так и остались загадками.

В итоге эта книга ощущается более сложной и запутанной, чем прошлые две. Наверное, понравится не каждому. К тому же, концовка у книги открытая и не похожа на хэппи-энд, что тоже может кого-то разочаровать. Но всё же это довольно интересное произведение, заставляющее призадуматься над некоторыми концепциями.

Итог

Трилогия хороша. Стоит начать её читать, и она захватит на долгие часы, дни и недели. Я честно скажу, что читал её сразу в двух форматах: на читалке и как аудиокниги. Порой последние включал на считанные минуты, лишь бы поскорее узнать, что происходит дальше, пока есть маленький перерыв. Лучше, конечно, так не делать: подходить к чтению стоит основательно, регулярно выделяя значительные объемы времени. И ни в коем случае не нужно делать перерывов: китайские имена короткие и легко забываются. Автор, кажется, предвидел такое и поместил в начале каждой книги список персонажей без спойлеров. Это помогает, но не снимает ответственности с памяти читателя. В любом случае, я однозначно рекомендую и книги и аудиокниги, тем более, что Игорь Князев, читающий её, с задачей справился отлично.

У перевода трилогии интересный путь: сперва трилогию перевёл Кен Лю на английский язык, а затем Ольга Глушкова и Дмитрий Накамура при поддержке многих других людей перевёл её с английского на русский. Благодаря этому перевод полон сносок (а для читалки, кстати, это большая проблема), раскрывающих многие нюансы китайской культуры, неочевидных для рядового читателя. Так что, если будет выбор между разными языками, рекомендую всё-таки русский (если вы не китаист-востоковед, конечно).

Может, найдутся силы ещё прочитать Возрождение Времени, написанное другим автором, Бао Шу, повествующую о событиях, происходящих параллельно событиям третьей части трилогии. Но в первую очередь всё же с нетерпением жду экранизации сериала, анонсированной Нетфликсом (китайскую экранизацию я вряд ли скоро увижу в переводе на русский язык). Отчасти, возможно, чтобы говорить потом вокруг, что книга лучше.

Обсудить пост и поделиться мнением о книгах можно тут